Есть критики литературные и театральные, музыкальные, художественные и даже ресторанные. А критиков в сфере "красивого" бизнеса нет. То есть не было до сего дня, потому что теперь у нас есть я, салонный критик №1, – меня так и зовут: САЛОННЫЙ КРИТИК :))) . Прошу не путать с лицами, обижавшими современных им литераторов в гостиных минувших веков. Я никого не обижаю. Люди сами себя наказывают. Это свойственно человеку.
Мои критик-рейды представляют собой воспоминания, зарисовки, если угодно, отчёты о соприкосновениях с работой салонов красоты, эстетических клиник, центров оснащения и обучения, магазинов и баз косметических средств, оборудования и расходных материалов, о взаимодействии с их сотрудниками и руководством. Некоторые из этих случаев забавны, другие оставляют привкус горечи и сожаления, третьи вызывают искреннее уважение к умеющим ярко и высокопрофессионально (чёрт возьми!) работать людям. Обо всех этих случаях я и буду рассказывать в предлагаемом блоге.
* * *
Друзья и коллеги, ваши истории также приветствуются!
Эпизод эпохи моей работы в учреждении «Французский Кабинет». Звонит женщина, представляется Жанной из фирмы такой-то, Москва. Что характерно, номер скрыт от моего определителя. Хочет предложить мне линию ухода за волосиками. Название мне ни о чём не говорит. В ответ на это Жанна, снисходительно: линия новая, известна пока лишь в столицах. Но не имеет аналогов!
Друзья мои, запомните эти слова! Когда я слышу подобное: «не имеет аналогов», «уникально» и «только у нас», у меня в ушах звучит дробь побудки и дальнейшее общение с неосторожным в словах человеком идёт определённым курсом. Я общаюсь с ним как с кидалой, по которому плачут и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (которая проверяет наличие сопроводительной документации к продаваемой косметике), и Управление Федеральной антимонопольной службы (которое выявляет соответствие или несоответствие рекламных обещаний истинному положению дел).
Проверенных препаратов для работы мне вполне хватает, о чём я вежливо сообщаю Жанне. Жанна настойчиво предлагает всё-таки ознакомиться с продукцией. Я прошу её сбросить сопроводительные документы на имэйл. После работы прихожу домой и открываю почту. А там – я не шучу! – только рекламные материалы. Плакаты. И всё.
Отвечаю по электронной почте, что, к сожалению, предложенные материалы меня не заинтересовали, ибо никаких сведений о продуктах почерпнуть из них не удалось. Жанна перезванивает (номер по-прежнему скрыт) и с недоумением спрашивает, чем я недовольна. Всё покупают, а я недовольна?? Слегка напрягшись, отвечаю: я недовольна тем, что в ответ на запрос документации (сертификатов качества, отчётов о клинических испытаниях, составов средств и прочего) мне присылают картинки и лозунги.
Жанна: – За всё время работы нас впервые просят представить документы на косметику. Все покупают так, верят нам. Я: – Это несерьёзно. Как можно покупать косметику, не увидев документации? Жанна: – Хорошо, я спрошу руководителя, можно ли выслать вам документы на какую-нибудь одну позицию.
Спустя неделю или две приходит письмо с составом средства. Типичный для нашего времени состав: Aqua, Sodium laureth sulfate, Cocamidopropyl betaine, Peg-7 glyceryl cocoate, Peg-120 methyl glucose dioleate, Sodium pca, Glycol distearate…
Естественно, я с приличной случаю благодарностью отказываюсь от суперсредств. После чего следует звонок Жанны, и человек уже с обидой в голосе спрашивает, что же это я не отвечаю. Я отвечаю: ответила. Давно. Линия интереса не представляет. Спасибо! Может быть, в следующий раз… Мы прощаемся.
Боюсь, я глубоко разочаровала Жанну. Ну сами подумайте: все покупают, никто документов не спрашивает, а я… да что там говорить? Провинция!
сколько таких случаев! столичные фирмы-распространители и их менеджеры навязывают что-то новое (причём упирают на то, что это именно "новое, новейшее решение проблемы", "не имеет аналогов"), документы предоставить не могут или не хотят (потому, наверное, что представить-то нечего), на стандартные вопросы ответить внятно не могут, но при этом ведут себя так уверенно и высокомерно, словно делают нам одолжение. спасибо. как сказано выше, может быть, в другой раз!
дело не в столичности этих менеджеров (хотя держать таких глупо - они же распугивают потенциальную клиентуру), дело в дурном воспитании и недалёком уме людей. а надо брать на работу не всех подряд, предлагая бесплатное обучение без опыта работы, а людей, именно к этой должности готовившихся и соответствующее образование получивших. знакомых с понятиями психологии продаж, общения с заказчиками, продвижения линии. и уж на таких специалистах не экономить. и всем будет хорошо.
продавать что-либо должен специалист не только в области продаж и психологии этих продаж, но и специалист в той области, где продаваемое используется. иными словами, продавать косметологам профессиональные продукты должен менеджер-косметолог; продавать проф. средства для волос должен менеджер-трихолог или, опять-таки, косметолог (они изучают трихологию). и так далее. и уж, конечно, не люди "с улицы" без образования и опыта работы. смешно ведь, когда такая цаца пытается что-то объяснить человеку, который спокойно читает фарм. состав на этикетке?
знаете, я по молодости тож подрабатывала менеджером по косметике для салонов. и тоже думала, что моё дело - своим солидным видом внушить покупателям почтение к моему центру оснащения и обучения. э-эх...
давно это было. сейчас и вспомнить смешно. стою перед людьми старше меня и с умным (точнее, с преглупым) видом объясняю, для чего эта линия. а сама ни физиологии, ни фармакодинамики, ни показаний к применению не знаю.
но это были люди тактичные и меня ни разу не одёрнули. только сейчас, получив мед. образование, понимаю, как это несолидно, мягко говоря, могло выглядеть.
зато теперь вас не обманешь, надо думать я вообще-то замечаю, что грехом литья воды грешат филологи. язык натренировали - и вперёд. а знают что по теме, не знают - им наплевать. главное накрыть нас потоком общих слов. извините, если кто не согласен.
Когда я прошла обучение маникюру и ногтевому сервису и отработала свой первый год, мне показалось, что пора записаться на какое-нибудь тренинговое мероприятие. И в течение следующих двух с небольшим лет последовательно проучилась на курсах: - vip-рисунка на ногтях; - этно-рисунка на ногтях; - пирсинга ногтей (отдельной темой); - психологии общения с клиентом; - психологии продаж (линий домашнего ухода и пр.); - и для себя, на будущее, прошла ещё курс для руководителей и управляющих нейл-студий.
Что изменилось?
Изменился объём моего опыта и профессиональных возможностей. Изменилось отношение к себе - разумеется, в лучшую сторону. Изменилась манера общения: я стала спокойным, уверенным в себе и своих знаниях человеком вместо девочки, только-только начавшей работать. И, разумеется, изменилось отношение ко мне хозяйки салона. НО: не в лучшую сторону, а абсолютно наоборот.
Мне было предложено убрать мои дипломы со стены учреждения (хотя поначалу сама же хозяйка просила их вывесить); далее последовали бесконечные замечания, выговоры на пустом месте (включила кондиционер - все ведь простынут! ответила на звонок, пока администратор была в туалете, - да кто сказал, что "все подряд" могут отвечать на звонки наших клиентов?!). Наконец, мне было предложено взять моё место в аренду (т.е. меня увольняли с символическим правом арендовать это место) или освободить его, естественно, в соответствии с КЗОТом, через 2 месяца. Но лучше сейчас и по собственному желанию.
Получается, не все работодатели хотят, чтобы их сотрудники росли профессионально. Я ушла в другой салон, большая часть моих клиентов постепенно стали ходить ко мне на маникюр по новому адресу. Но осадок оставался долго. ЗАТО в новом месте: - хозяйка оплачивает половину стоимости обучения; - выдаётся 13-я зарплата; - перед праздниками все получают подарки; - есть премия "лучший спец месяца" (мы сами выбираем спеца); - и отношения не в пример здоровее.
Работаю здесь четвёртый год. Довольна, уходить не собираюсь
Кьяра, это просто человеческий фактор сработал: пока вы были тихой новенькой девочкой, только-только окончившей школу и первичные курсы маникюра, вы были податливы, управляемы и непритязательны. а когда вы несколько лет поработали и получили новые возможности, это сразу же отразилось в вашем поведении, обллике: другой голос, другое выражение лица, авторитет (к вам же стали ходить постоянные клиенты, которые потом ушли в ваш новый салон). и хозяйка почувствовала в вас конкурентку, которая: * стала уверенной в себе; * стала иметь определённый вес, а значит, и выбор; * но по-прежнему моложе, чем хозяйка.
это для женщины оказалось убийственным сочетанием. но в результате вы ведь только выиграли, так что всё у вас хорошо.
а так и было: люди часто выключают логику и действуют на работе как в личной жизни. и наоборот. вот и здесь так же: почуяла "опасность" - и увольнять человека.
Ну почему сегодня, в XXI веке, всё ещё встречается такое: зашла в парикмахерскую, жду своей очереди и вижу, что ножницы, расчёски, заколки и кисточки не стерилизуются. И вообще аппарата для стерилизации инструментов не видно. Мастера просто моют инструменты под краном. А мне надо быстро, прямо сейчас, вот и зашла в ближайшее по дороге место. Хотя эконом-класс недолюбливаю, мне ближе бизнес-.
Думаю: спрошу! И спрашиваю, когда подходит моя очередь: девушка, а мы стерилизовать инструменты-то будем? Девушка говорит: я сейчас их помою. Я: и всё? Она: вам недостаточно?
Вы знаете, никакой эконом и никакие скидки не означают, что можно не соблюдать правил санитарии. Не стала обслуживаться. Наверное, это выглядит немного демонстративно... не знаю. А как выглядит работа инструментами, мытыми под краном?
не рекламная статья, а именно трезвый отчёт о плюсах и минусах салона или магазина. учитывая, что тут пожарные требования не соблюдены, там санитарные, где-то ещё у персонала санитарных книжек нет, а где-то нет сопроводительных документов на продаваемую косметику и не соблюдаются правила её хранения, будет "весело". и попросить владельцев или управляющих дать комментарии!
В 2009 году мой наследник пошёл в первый класс. Программа оказалась насыщенной, сыну потребовалась помощь. Так как наш папа трудится в чужой организации, а я нет, мне оказалось проще подстроить своё расписание под расписание сына. Я дала себе передышку в карьере косметика и ограничившись подработками журналиста: ведь для того, чтобы писать заметки и статьи, особые условия не требуются. Как и чёткое расписание. Написала – отослала имэйлом заказчику.
И вот, обнаружив, что количество свободного времени у меня увеличилось, я решила пройтись по салонам. Разумеется, бóльшую часть процедур можно организовать себе дома, и в этом есть свои плюсы: профессиональные препараты по оптовым ценам, собственное бельё, никакой записи… но и пищи для ума никакой. А вот чужие учреждения дают такую пищу.
Наверное, не стóит приводить здесь названий – это может быть расценено как реклама или антиреклама. Но анонимно зацепившие меня моменты озвучу.
Оздоровительный центр, спальный район. Предлагает косметологические, массажные и физиотерапевтические услуги. Оформлен в прянично-розовой гамме. Бумажные обои во всех помещениях. Старый столик с клеёночкой, разномастные стулья в зоне ожидания. Туалет и рукомойник – типовые неухоженные комнаты соответствующего назначения советского образца, оставшиеся без перепланировки и даже отделки. Окно косметического кабинета выходит на застеклённый балкон, наполненный остатками строительных материалов и вещей, которые, по-видимому, деть некуда, а выбросить жалко. То есть в течение дня кабинет не проветривается и не освещается естественным образом. Площадь кабинета гелиотерапии (солярия) не соответствует минимальным нормам. И завершают дизайн матерчатые, большей частью розовенькие, занавески вместо ширм во всех помещениях для процедур.
Что я могу сказать? Я не дамся тамошним специалистам. А если вдруг будут настаивать, дорого продам свою жизнь.
розовые занавески... разные стулья... старенький стол со скатёрочкой... это точно оздоровительный центр? может, это дом престарелых, женское отделение?
вот вам тема для блога: моя жена пошла выбирать маме косметический набор ко дню рождения. то есть новую косметичку и что-то, чтобы положить туда (не дарить пустую). присмотрела тушь для ресниц, ампулы для втирания в корни волос, эмульсию для лица и коллагеновые маски. эмульсия была в виде дозатора, и Лена попросила открыть упаковку и продемонстрировать рабочее состояние дозатора. ей в этом отказали, мотивировав тем, что препарат дорогой и нарушать целостность упаковки они (продавцы) не могут. что ж... мы купили подарок в другом магазине, где нашу просьбу удовлетворили. ну как-то не хочется рисковать: тёщин всё-таки день рождения, да и деньги, действительно, не пустячные. вопрос: ведь мы имели право на такую просьбу? или мы что-то нарушили, воспользовавшись неопытностью девушки во втором магазине?
Правила торговли были разработаны в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, в 5 части Правил "Правила продажи парфюмерно-косметической продукции" говорится, что продавец должен предоставить покупателю возможность ознакомиться со свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. При передаче товаров покупателю в упаковке с целлофановой обёрткой или фирменной лентой продавец должен предложить проверить содержимое упаковки, сняв целлофан или фирменную ленту. Упаковка-дозатор, аэрозоль проверяется продавцом на функционирование в присутствии покупателя.
Так что всё вы сделали правильно. Но мне кажется, что вы и так это знали
есть простой выход: носить "Правила..." с собой! и показывать нужную статью, многозначительно поглядывая на уголок потребителя, где должна покоиться книга жалоб и предложений
мы часто никак не реагируем на ущемление наших прав ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в нервосберегающих целях. а были бы у нас силы на то, чтобы добиться справедливости, да ещё и возможности (мама-судья, папа-полковник милиции, крёстный отец-губернатор...) - и всё было бы иначе. другое дело, что тогда бы у нас и проблем не возникло
Шла я однажды по улице и обратила на себя внимание женщины, раздававшей листовки. Обычно я говорю «нет, спасибо», но в тот раз расслабилась и дала втянуть себя в разговор. А разговор пошёл о «Гербалайфе». Разумеется. О чём ещё беседовать на улице? Единственный в мире институт, единственная в мире система. Всё как обычно. И это при том, что перед тем, как начать подробную лекцию, женщина спросила, какое у меня образование.
Я говорю: «Я навскидку могу вам назвать 10 институтов питания, занимающихся теми же вопросами, что и Научный центр «Гербалайф», и Лаборатория клеточного и молекулярного питания им. Марка Хьюза при Калифорнийском университете: Институт питания РАМН (Россия), Институт питания человека (США), Институт питания Роберта Шварца (Франция)… да много институтов занимается питанием.
Женщина несколько секунд смотрит на меня – и начинает текст с первого предложения (!): единственный институт, единственная система. Знаете, это звучит жутковато. В голову приходят нехорошие мысли о зомбировании кадров. Ну неправильно это: зная о медицинском образовании своего собеседника и, теоретически, имея возможность догадаться о том, что тема беседы для него не нова, продолжать озвучивать выученные тезисы, действительности не соответствующие.
Я сходила на эти коктейли несколько раз. И действительно ощутила некоторый прилив сил. Минздрав РФ, упоминавшийся Институт питания РАМН и другие органы допустили продукцию «Гербалайф» до российского потребителя – а, значит, она этого стóит. Но последнее звено маркетинга – непосредственная работа с розничными продажами, с клиентами – сводит дело на нет. А продавать надо уметь, мои хорошие. Надо знать, что продаёшь. А не тупо заучивать фразы. Потому, что среди ваших покупателей есть и ваши коллеги. Им не хочется слушать про неповторимость того, что вы им предлагаете. Им интересны: продолжительность клинических испытаний; группы лиц, на которых испытывались предлагаемые продукты (пол, возраст, состояние здоровья, показания и т.п.); результаты клинических испытаний; проводились ли (финансировались ли) испытания фирмой-производителем или имела место независимая, например, государственная, экспертиза; сопроводительные документы, в соответствии с «Правилами продаж» и другими законами; срок хранения (а он о многом говорит, не так ли?); условия хранения (для продуктов, предполагающих такие условия); и так далее.
Продукция «Гербалайф» соответствует всем требованиям, которые мы можем предъявить к ней. А некоторые представители компроментируют её.
может, в Америке это проходит на "ура!" - а у нас почему-то люди ещё и думают это человеческий фактор: надо где-то работать, надо что-то зарабатывать. а изучить вопрос и стать профессионалом в своём деле (в данном случае - в продажах) - это уже сложнее. зачем?! и так проканает. поэтому к гербалайфу в России так и относятся. а задалась бы штаб-квартира целью повысить уровень розничных представителей, глядишь, и к продукции отношение было бы иным.
я тоже ходила пить коктейли "гербалайф" и тоже, должна сказать, почувствовала себя лучше. и в то же время, как и вы, была покороблена вот этими самыми словами про единственный институт и единственную систему очищения организма, восстановления красоты и молодости... им всем инструкции, что говорить, раздают, что ли???
Светлана, лично вас никто не обвиняет в непрофессионализме; если вы заметили, тут нигде нет названий конкретных учреждений, фамилий и прочего. здесь вообще предлагается не обвинять кого-то, а вместе взглянуть на происходящее в нашем "красивом" бизнесе критическим взглядом и вместе то, что не годится, искоренить. всем ведь будет лучше работать! а принимать на свой счёт с тем, чтобы обидеться и ничего в себе не изменить - это неконструктивно, Света.
человек работает по принципу "лучше что-нибудь, чем ничего" - предлагает свои добавки, при этом ничего не стараясь усовершенствовать в себе. я тоже много чего не купила только потому, что мне это предлагали непрофессионально. надо работать над промо-поведением.
Думаю, я не единственная, кто с упоением и надеждой ждал новых СанПиНовских Правил. И, как показывает жизнь, дождался
Проект СанПин'а 2.1.2. -10 выложен в сети. Все любимые процедуры (массаж, эпиляция, пилинги и загар) в нём переводятся из раздела медицинских и обязательно лицензируемых в бытовые, оказываемые в парикмахерских и салонах без медицинской лицензии.
Я рада. Эстетика развивается быстро. Не вписывается в соотношение усилий (на обеспечение норм и вложений в лицензии и подмазки для нужных лиц), состава услуг и отдачи. И мне кажется странным, что изменение этих норм в пользу салонов не было произведено раньше.
Мы пользовались нормами, разработанными очень давно. Может быть, теперь нам станет легче???
Готовые СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги". Вступают в силу 1 августа 2010 года.
Готовые СанПиН 2.1.3.2576-10 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров". Вступили в силу 21 мая 2010 года.
давно пора. тем более, что люди и так работали частенько со всеми этими услугами безо всяких лицензий. принимали своих инспекторов бесплатно - и работали. или так... рисковали
это естественный этап развития не только сферы услуг, но и сознания людей. нелогично было требовать лицензии для того, что по своей сути лицензироваться не должно. инъекции и хирургия - пожалуйста. а массажи, обёртывания и поверхностный пилинг - зачем?.. только мешали людям заниматься бизнесом, делать любимое дело и оказывать населению полезные и нужные услуги. так что пусть новый СанПиН уже вступит в силу и принесёт нам всем удачу
пришла как-то в салон проколоть уши, а мне говорят: извините, не можем: лицензии нет. только маски, чистки, массажик лица. ещё бровки вам можем покрасить и выщипать
а теперь можно будет сделать и пирсинг, и депиляцию, и разные виды оздоровительного массажа, и даже тату. и, должна сказать, это удобно. не всегде и не всем хотелось идти на эти процедуры в лечебно-профилактическое учреждение. признайтесь, разве не так?
да так, конечно. права, права. хорошо, что требования к образованию специалистов остались те же. немного смущает отмена анализов персонала на гонорею и сифилис...:(
всё равно они будут нужны в медицинской книжке. то, что в новых СанПиН прежнего перечня нет, не означает, что без этих анализов кого-то возьмут на работу.
В каждом городе и в масштабе страны функционируют ассоциации парикмахеров и косметологов. Есть ассоциации предпринимателей. Есть клубы профессионалов. Эти и подобные им организации призваны объединить людей, делающих одно дело. Стать точкой соприкосновения коллег. Позволить нам делиться опытом, поддерживать друг друга, повышая средний уровень обслуживания населения и уровень мастерства специалистов. Обсуждать ошибки, радоваться удачам друг друга. Разве может функционировать общество, где люди не имеют поводов объединиться? Итак, повод есть.
Непонятно одно: почему отдельные члены этих организаций, активные представители нашего эстетического рынка и номинанты званий и грантов, считают возможным действовать во вред своим коллегам. Писать бесконечные жалобы в проверяющие организации. Злословить в уши общим клиентам, инспекторам и поставщикам. Звонить в салоны конкурентов и на разные голоса записываться на процедуры с тем, чтобы – естественно – не прийти. Зачем эти люди мешают остальным работать?
Раньше конкурентов отстреливали. Ещё раньше писали доносы, за жертвами приезжал «воронок» и они отправлялись на лесоповал. Всякое было, и ничто не ново под солнцем. Но всё-таки мне, никогда ничего подобного не проделывавшей, непонятны мотивы. Салоны были, есть и будут, их число продолжает расти. Со вступлением в действие новых СанПиН 2.1.2.2631–10 1 августа 2010 г. работать станет легче: спектр услуг в «бытовой» (нелицензируемой) зоне расширится. На что рассчитывают те, кто пакостит своим коллегам?.. Конкуренция никуда не денется. Эстетика – привлекательно и быстро развивающаяся сфера.
Может быть, это психологические комплексы проявляются столь извращённым образом?
Мне, в общем-то, неинтересны причины. Мне интересны последствия действий «той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». А последствия – всё-таки рост и развитие в условиях обостряющейся конкуренции. Есть к чему придраться – исправим. Мешают – повысим уровень своей психологической устойчивости. Злословят – ответим на это высоким образовательным уровнем специалистов и точным соответствием дипломов и сертификатов занимаемым должностям, а процедур – протоколам.
Так что пусть трудятся санитары нашего леса. Каждому в этом мире – своё.
Мы все с такой "деятельностью" сталкиваемся время от времени. Ну, что тут скажешь? С волками жить - по-волчьи выть? А если не хочется?
Не хочу я быть волком. Хочу оставаться специалистом, несущим в мир красоту и здоровье.
Это действительно комплексы - и тотальная зависть к другим, у кого, как таким людям кажется, денег незаслуженно больше, муж или любимый совершенно незаслуженно достойнее, здоровье незаслуженно крепче. Отряхивайте пыль с ваших ног, дорогие коллеги. Вам ещё жить и работать. А у этих людей не жизнь.
какая может быть жизнь у злого, завистливого, желающим другим зла человека??? и что его ждёт в дальнейшем? по логике вещей - ничего доброго. что посеешь, то и пожнёшь. и поделом! не хочется о них даже думать
вообще актуальная тема - моему маленькому салону тоже конкурентка, хозяйка сети салонов в близлежащих микрорайончиках, жить не даёт: всё время пишет жалобы, звонит разными голосами (думает, я её номер не знаю?)... ЗАЧЕМ??? инспектор санитарной внеплановой комиссии, когда пришла во второй раз, сказала, что эта женщина пишет жалобы НА ВСЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КРАСОТЫ В НАШЕМ РАЙОНЕ! на все, понимаете? нечего делать человеку больше, по-видимому. мы работаем хорошо, и комиссии к нашим нормам придраться не могут. и на лапу мы никому ничего не даём. но раздражает. неприятными всё-таки бывают люди...
главное в такой ситуации - не опускаться до уровня этих несчастных людей, которые и со своим психологическим состоянием ничего сделать не могут (или не хотят), и другим жить не дают. чужое благополучие их раздражает, мучает, эти люди живут по принципу "пусть моя корова сдохнет, чем у соседа будет две".
не впадайте в уныние: это грех. не мстите: это разрушает человека. просто сходите в юридическую контору и проконсультируйтесь о том, как вести себя в подобных ситуациях. тут где-то был очень хороший совет заручиться поддержкой юристов и на видном месте, например, в уголке потребителей, повесить табличку "юридические интересы учреждения защищает ООО такое-то, адрес, телефон". это весьма стимулирует людей к корректному поведению
девчоночки, не расстраивайтесь из-за таких людей! сколько сама сталкивалась с этим за жизнь... относитесь к ним, правда, как к своим персональным тренерам, коучам, и т.п. мы достигаем желаемого через преодоление сопротивления среды - вот они и есть сопротивляющаяся среда.
несчастная женщина... в смысле, ваша, Сафия, конкурентка. простите её - и работайте. главное, не позволяйте выбивать себя из хорошей колеи. у неё что-то плохо, ей хочется, чтобы у всех было плохо, а вы не доставляйте ей этого удовольствия, прежде всего, ради самой себя. пусть у вас всё будет хорошо!